Чат-революция: почему боты убьют мобильные приложения

В начале года крупнейшие мессенджеры впервые обогнали крупнейшие соцсети по количеству активных пользователей. Аналитики Business Insider заявили, что мессенджеры переходят в фазу монетизации своей аудитории.
Боты против мобильных приложений

Мессенджеры оказались серьезными конкурентами другим мобильным приложениям. Этому способствуют чат-боты — программы-собеседники, которые общаются с человеком на его языке и выполняют различные просьбы. Они помогают узнать новости, курсы валют, подобрать подходящий рейс, книгу, музыку, заказать товар, перевести слово и даже найти пару.

Эксперты считают чат-ботов новым способом взаимодействия с интерфейсом и уже прозвали их «невидимыми приложениями». «Картина с ботами сейчас сильно напоминает развитие веба в 1995 году или мобильных приложений в 2008-м», — считает акционер Run Capital Андрей Романенко. По сути, мессенджеры сейчас выступают в роли мобильных операционных систем, будущее которых зависит от степени открытости для разработчиков приложений. «Это выглядит как огромное зеленое поле для единорогов», — писал недавно управляющий партнер Avega Capital Валентин Преображенский.

Чат-боты не требуют трафика для скачивания и времени для установки, не занимают места в памяти и на экране смартфона. Внимание к мобильным приложениям, счет которых идет уже на миллионы, стремительно угасает.

«Сейчас почти каждый новый бот получает освещение в медиа — как это было с новыми приложениями в AppStore лет пять назад, — сравнивает сооснователь AI-стартапа Camomile Quotient Наталия Артемьева. —Тогда даже инди-разработчики могли неплохо заработать на приложениях. Сейчас в AppStore их более 1,5 млн и о большинстве из них вы никогда не узнаете, потому что у разработчиков не хватило маркетингового бюджета».
«Боты могут и должны заменить функционал 80% существующих мобильных приложений, — предполагает один из разработчиков Telegram-бота для сравнения цен на такси @TaxigramBot Даниил Чепенко. — Как минимум, боты отличны в качестве MVP».
Истоки ботов
Как и искусственный интеллект, чат-боты — типичный вернувшийся тренд. Первую бот-программу написал профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вайзенбаум в далеком 1964 году. Его детище по имени Eliza пародировала поведение психотерапевта: выделяла ключевые слова в репликах человека и отвечала уточняющими вопросами. В нулевых существовали десятки чат-ботов для ICQ, которые выполняли функции калькулятора, переводчика, библиотеки, сборника анекдотов, сонника, присылали новости, гороскопы и гадания.
Чат-реванш

Сейчас тема чат-ботов активно подогревается в мировых технологических СМИ. В январе дизайнер и разработчик Uber Крис Мессина предсказал, что 2016 год станет годом разговорной коммерции — то есть мессенджеры станут важнейшей платформой для общения бизнеса с клиентами. На конференции разработчиков F8 Facebook объявит о запуске магазина ботов для Messenger. Эксперты сходятся на том, что по своему масштабу это событие будет равно запуску AppStore в 2008 году.

«В ближайшие пару лет мессенджеры будут очень активно развиваться и в них уйдет много функционала, в том числе коммерческого, — подтверждает управляющий партнер Maxfield Capital Александр Туркот. — Но как и в любом другом технологическом бизнесе, сначала появляется много игроков, а остается всего несколько лидеров. Так произошло с поисковиками и соцсетями, это ждет и мессенджеры. Facebook ведет агрессивную борьбу и, конечно, отожмет большую часть аудитории. Но есть и фокусно заточенные мессенджеры. Кто из них выживет — посмотрим».

Мода на чат-ботов дует с востока. Первыми свои API для сторонних разработчиков открыли китайский WeChat, японский Line и южнокорейский KakaoTalk. По данным Forbes, 10 млн различных компаний принимают платежи и рекламируются с помощью WeChat. Этот мессенджер позволяет оплачивать покупки и коммунальные услуги, заказывать такси, пересылать деньги близким, бронировать гостиницы, покупать билеты на транспорт и в кино, а также брать кредит.

В августе Facebook начал тестировать в своем мессенджере цифрового помощника M. Интеллектуальная программа обрабатывает текстовые запросы на естественном языке, помогая пользователям покупать вещи, бронировать столики в ресторанах, заказывать билеты и такси.

По словам управляющего партнера Chatfuel Андрея Ярошевского, мессенджеры должны привлечь разработчиков и развивать экосистему ботов, чтобы не потерять свои позиции на рынке. Создателям ботов нужны инструменты для разработки и аналитики, платежи, возможность реинвестировать прибыль в промоушен бота и рекламная сеть, которую предстоит переизобрести в новом формате.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *